Жизнь

Машинист, капитан и забойщик скота. Что не так со списком запрещенных для женщин профессий

05.03.2018 Петербург 24/7 265 https://spb247.ru/12958/

Госдума решила сократить список запрещенных для женщин профессий.  Сейчас президентское постановление № 162, подписанное в 2000 году  запрещает брать на работу женщин «на тяжелые специальности и травмоопасные виды работ». Также по запретом виды деятельности. которые виды работ, которые могут быть травмоопасны и нанести вред здоровью, или же могут ослабить репродуктивные способности женщин. В постановлении перечисляется в общей сложности 456 профессий и видов деятельности, которые в России женщинам запрещены.

Среди них, например,  машинист локомотива и помощник машиниста,  капитан или первый помощник на судне,  пожарный, плотник, столяр, лесоруб, рыбак, водитель бульдозера или водитель определенных типов машин, используемых в строительстве, сантехник, профессиональный водолаз, забойщик скота,  трубочист. Посмотрим, какие отношения связывают женщин с некоторыми из них. 

Машинист метро

В 2014 году петербурженка Анны Клевец, обратилась в суд, потому что ей отказали в трудоустройстве на эту позицию. Девушка училась на юридическом факультете и нуждалась в дополнительном заработке. В метро  постоянно звучало объявление о том, что требуются помощники машиниста — мужчины. Анна решила, что это  дискриминационное требование, пишет The Village.ru. 

Анна Клевец, юрист:

- Я решила пойти в суд, потому что понимала: женщин дискриминируют по половому признаку. В итоге прошла все суды первой, второй инстанции — дошла до Верховного. У меня было параллельно два дела: первое — по отказу в приёме на работу, я пошла через районный суд Петербурга и дошла до Верховного. Второе — я обжаловала пункт постановления правительства, по которому женщинам запрещено работать в должности машиниста электропоезда. С этим заявлением сразу обратилась в Верховный суд. Потом было обращение в Конституционный суд, в Европейский суд по правам человека. Последнее обращение — в Комитет ООН по защите женщин от дискриминации. Все, кроме них  мне отказали и поддержали постановление правительства. Европейский суд по правам человека признал мою жалобу неприемлемой — написали, что нарушений Конвенции о защите прав человека не имеется.

Надо сказать, что женская бригада машинистов метро все-таки существовала. Она была сформирована в 1955 году и состояла из четырех человек.  Одна из работниц Наталья Донская, вспоминает, что это был очень тяжелый труд, такой, что и не каждому мужчине по силам.  Например,  в любой критической ситуации решение должен принимать машинист. А внештатные ситуации в метро считаются одними из самых сложных в мире. Если человек  попал под состав — машинист сообщает диспетчеру и затем сам в экстренном порядке начинает вытаскивать пострадавшего из-под поезда. Сложно представить, чтобы женщина — и физически, и психологически — могла выполнить такую работу. 

А вот во время строительства Московского метрополитена женщины работали наравне с мужчинами. В середина 30-х рабочих рук не хватало, и девушек стали принимать на работу. На этом знаменитом фото - бригада чеканщиц во главе с бригадиром Татьяной Федоровой (она слева, и здесь ей всего 20 лет). Впоследствии Федорова стала замначальника Мосметростроя.

amarok-man.livejournal.com | Метростроевкцы

Так что, строить метро и даже руководить им женщина может - а вот водить поезда - нет. 

Капитан на судне

Имен женщин-капитанов  история знает предостаточно. Первой была Анна Щетинина, которая в 19 лет стала простым матросом, в 24 года -  штурманом, а в 27 - капитаном новый пароход «Чавыча» А в 1938-м ей поручают практически с нуля создать Владивостокский рыбный порт.  Анне тогда было всего 30. За время войны суда под её командованием 17 раз переплывали океан, довелось ей участвовать и в спасении парохода «Валерий Чкалов».  Анна Щетинина большими океанскими лайнерами и преподавала сначала в Ленинграде в высшем инженерно - морском училище, затем была деканом факультета судоводителей в ДВВИМУ - Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. адм. Невельского во Владивостоке. 

Анна Щетинина, капитан дальнего плавания:

- Я прошла весь тяжёлый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!

 

Другая наша соотечественница – Марию Попову стала первым капитаном на Волге. В годы войны она командовала пароходом «Краснознамёнец», который доставлял боеприпасы сражающимся под Сталинградом частям Красной Армии.  В ходе Сталинградской битвы перевозку грузов по Волге обеспечивал и другой примечательный корабль – катерный тральщик №611, имевший полностью женский экипаж. Командовала им Антонина Куприянова; в её подчинении находились шесть девушек. Конечно, женский экипаж  – мера вынужденная, тем не менее, этот факт можно считать уникальным. 

cruiseek.com | Женщина - капитан круизного лайнера. Не в российской реальности. Ее зовут Маргарет Эттлин, и она родилась в Швейцарии

А вот издательство ИноСМИ рассказывает историю жительны Самары Светланы Медведевой. Девушка вышла замуж в 19 лет, родила двоих детей. Но муж оставил ее, ушел к другой. Светлана, оставшись единственным кормильцем не только для своих детей, но и для пожилых родителей, попыталась сделать карьеру на флоте. 

— Сначала я работала матросом и машинистом. В 2005 году я получила навигаторское образование — чтобы была возможность иметь работу, которая бы получше оплачивалась.

В 2012 году она подала заявление на вакансию первого помощника в пароходстве в Самаре и получила работу. Но решение о приеме ее на работу было аннулировано со ссылкой на то самое постановление правительства. Основной аргумент:  Светлана может подвергнуться такому громкому звуковому воздействию, что это может нанести вред женскому организму.

— Совершенно ясно, что это дискриминация. Я выполняю такую же тяжелую работу, как и мужчины. Но это не даст мне возможность больше зарабатывать, я и не смогу сделать карьеру, говорит Светлана.

Женщина  обратилась в центр борьбы с дискриминацией, который существует при правозащитной организации «Мемориал». Там она получила бесплатную адвокатскую поддержку. И  проиграла во всех судебных инстанциях, включая Конституционный суд России. Сейчас Светлана -  второй штурман. Она надеется, что, если  будет  продолжать работать хорошо, то  в один прекрасный день сможет  стать капитаном. 

Трубочист

fireplaces-and-stoves.ru | Трубочист Галина Разводовская

Для современного человека трубочист - персонаж той же степени реальности, что и Дед Мороз. Возможно, законодатели руководствовались именно этим. Особенно, если учесть, что трубочисты уже давно не залезают в дымоходы лично, а работают при помощи видеокамеры и специальных автоматизированных устройств. Вот, например, Галина Разводовская известна, как единственная с стране женщина-трубочист. До того как в Москве возник  спрос на постройку печей, Галина была дизайнером. А потом открыла собственную трубочистную фирму.

Галина Разводовская, трубочист:

- Нет, дымоходы я не чистила. Не надо, не надо мне ёршиков, не женское это дело. Печная сажа, кстати, весьма вредна для кожи. Мужику-то всё равно, его и так любят, а женщине нужно себя беречь. Я занималась тем, что разрабатывала технологию работ. На объекте объясняла трубочистам, что делать, контролировала видео-обследование. Когда мы бывали на серьёзных объектах — например, в Кремле, — я всегда работала у камина: заклеивала его, проверяла, чистила. На крышу тоже поднималась, смотрела…

О трубах, котлах, печах и каминах Галина знает все. Она самостоятельно ведет сайт о трубочистных работах, самый большой из всех существующих. Это просветительский портал, напоминающий  энциклопедию, где  есть всё по теме обслуживания печей и дымоходов. И каждая статья написана Галиной лично. Правда, Разводовская неоднократно говорила в интервью, что хочет снова заняться дизайном. А по данным портала Xs-4.ru, заработок российского трубочиста составляет 5-10 тысяч в месяц. Может, и правда, ну его! 

Водолаз

До Постановления женщины в нашей стране водолазами редко, но работали. Первой была гидроинженер Нина Соколова. Сначала она  командовала отрядом водолазов, работавших на  укреплении береговой линии в акватории Сочи. Но принять работу, не увидев все своими глазами, не могла. Вот и пришлось  осваивать водолазные премудрости. Когда Нина окончила курсы по изучению водолазного дела, выдавать ей удостоверение пришлось с личного разрешения Калинина. Всю войну работала на Ладоге, прокладывала по воде трассы, спасала из ледяной воды хлеб, который шёл в блокадный город. Именно по её предложению в 42-ом по дну озера проложили трубопровод для доставки топлива в Ленинград.

pokazuha.ru | Нина Соколова

Сейчас известно о единственной женщине-водолазе. Это работник МЧС, москвичка Оксана Шевалье. В интервью она рассказывает, что не смотря на то, что она могла проплыть под водой 50 метров или нырнуть на 6 метров в глубину, принимать ее на работу спасателем не спешили, предлагали сидеть в отделе: «Девочка, да тебя же в водолазную школу не примут! » А когда она принесла Аттестат  из Московской морской школы, возникли юридические сложности. 

Оксана Шевалье, водолаз:

 «Ну, а теперь возьмете на должность?» Он говорит, что, мол, я бы не против, но вот юрист... Я - к юристу, а он: «Закон не позволяет! Вот здесь и здесь!». И действительно, в законодательстве по охране труда есть ограничения: женщина не может переносить грузы тяжелее 10 кг более двух раз в час. А у водолазов - тяжелое снаряжение! Я опять - к начальнику: «Технологии же изменились, мой 7-ми литровый баллон сейчас весит всего 5,6 кг., мы не нарушаем закон! Тем более, что и сноска есть: «руководитель может принимать на работу женщин при наличии аттестации рабочих мест, санитарной экспертизы и чего-то там еще». Хорошо, что у меня всё это уже было!) Вобщем, бедный наш Василий Степанович вздохнул и поставил меня на должность, приняв на себя всю полноту ответственности.Очень надеюсь, что он ни разу об этом не пожалел. 

 Законы,  ограничивающие право женщин заниматься некоторыми видами трудовой деятельности, существуют в 155 странах мира.  41 страна запрещает женщинам заниматься определенными видами деятельности на производстве, 29 стран запрещают женщинам работать в ночную смену, писала Guardian в 2015 году. Большинство этих стран находятся на Ближнем Востоке и в Северной Африке.


Расскажите друзьям!



Все события